В результате резкого повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, состоявшегося в конце 2012 года, в России произошло обвальное падение их количества. Если за период с 2005 года наблюдался двукратный рост предпринимательской активности граждан (с 2 млн до 4 млн предпринимателей, то в течение года после повышения взносов прекратил работу примерно каждый четвертый бизнесмен (943,5 тыс.
Пытаясь хоть как-то исправить последствия катастрофы, российские законодатели приняли ряд норм, облегчающих положение пострадавших представителей малого бизнеса. Так, были приняты меры по снижению административного давления на бизнес, введены надзорные каникулы.
Этими поправками была установлена нулевая ставка для некоторых категорий ИП, применяющих спецрежимы налогообложения (УСН и ПСН, но данные поправки прекратят свое действие с 1 января 2021 года.
Строго говоря, кодекс не увязывает напрямую возможность использования налоговых каникул только ИП, относящимися именно к малому бизнесу. Под требования нормативного акта подходит и микробизнес, а конкретные ограничения по численности сотрудников и выручке отданы на откуп региональным властям. При этом для них установлено лишь нижнее ограничение по выручке (для режима УСН) – они не вправе ограничивать применение льгот доходами ниже 15 млн руб.
Верхнего ограничения нет, но регионы не могут превысить пороги утраты права на спецрежимы налогообложения (150 млн руб. для упрощенцев и 60 млн руб. для ПСН, в связи с чем и ИП, использующий налоговые каникулы, не может выйти за пределы микро и малого бизнеса, ограниченного суммой до 800 млн. руб.
Однако, юридические лица, насколько бы они не были малыми, не могут претендовать на налоговые каникулы.
Таким образом, налоговые каникулы продлятся еще два с половиной года. Предусмотренный законом каникулярный срок истечет по окончании 2020 года.
Агентство по предпринимательству



