Об этом заявил Сергей Меликов на совещании по вопросам инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов, которое в этим минуты проводит глава республики с участием руководителей органов власти.
«Объем инвестиций в Дагестан значительно вырос. В этом нет никаких сомнений. За последние два года мы достигли исторического максимума в объеме инвестиций. Безусловно, этого не произошло бы без поддержки тех инициатив, которые реализуются в муниципальных образованиях. Например, Дербентский район, где развивается туризм, или Сулейман-Стальский район, где развиваются предприятия агропромышленного комплекса. Это положительно сказывается на всех остальных вопросах, связанных с пополнением бюджета», – подчеркнул глава региона.
Вместе с тем в республике остаются проблемы, которые сдерживают полную реализацию инвестиционных проектов, добавил Сергей Меликов. В первую очередь – это инфраструктурные ограничения.
«Чем больше мы привлекаем инвестиции, тем больше убеждаемся в этом. Несмотря на оказываемую инвесторам различную государственную поддержку в виде налоговых преференций, выделения земельных участков под масштабные инвестиционные проекты без проведения торгов, они сталкиваются с инфраструктурными проблемами. Прежде всего, это проблемы энергообеспечения, недостаток мощностей, отсутствие газораспределительных станций, источников водоснабжения и очистных сооружений. Это сдерживает инвестиционную привлекательность нашего региона, которая могла бы быть гораздо выше», – отметил глава региона.
Вопросы инфраструктурной поддержки реализуемых в Дагестане инвестиционных проектов и варианты решения указанных проблем будут обсуждаться на сегодняшнем совещании.
Новые крупные инвестпроекты требуют появления дополнительной инженерной инфраструктуры.
Об этом сказал глава Минэкономразвития РД Гаджи Султанов на совещании у Сергея Меликова.
Всего для реализации 32 масштабных инвестиционных проектов предоставлены земельные участки в аренду без проведения торгов. Инициаторы некоторых из них уже на этапе начала реализации заявляют о потребности в инфраструктуре.
Гаджи Султанов предложил законодательно закрепить норму, предусматривающую формирование плана создания инженерной и транспортной инфраструктуры для реализации масштабных инвестпроектов, на этапе согласования заявки на получение земельного участка.
Что касается подходов к финансированию работ по созданию инфраструктуры для инвестиционных проектов, по его словам, возможны два варианта.
Это прямое финансирование работ из бюджета и компенсация затрат, осуществлённых инициаторами проектов.
В настоящее время в рамках федеральных мер поддержки строительство инфраструктуры для инвестиционных проектов возможно с использованием ряда механизмов.
В их числе:
- механизм предоставления субсидий государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»,
- механизм инфраструктурных бюджетных кредитов,
- механизм предоставления субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков.
Какая инфраструктурная поддержка будет оказана будущему дагестанскому курорту на берегу Каспийского моря?
О ней на совещании под руководством главы республики рассказал министр туризма Эмин Мерданов.
По его словам, гарантия инфраструктуры совместно с предоставлением земельных участков стала главным стимулом для инвесторов реализовывать свои проекта в рамках Каспийского прибрежного кластера.
Транспортное обеспечение
Для курорта требуется строительство четырёх участков региональных дорог общей протяжённостью 24,8 км. По трём участкам дорог в конце прошлого года уже получено положительное заключение госэкспертизы. По оставшемуся участку проект находится в высокой степени готовности. Строительство предполагается в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Водоснабжение
Для полноценного функционирования всего курорта требуется 14,9 тыс. м³/сутки. Министерством строительства республики завершены работы по разработке проектной документации на водоснабжение. Получено положительное заключение государственной экспертизы.
Энергоснабжение
Потребность курорта составляет 35,5 МВт. Планируется строительство новой подстанции с двумя трансформаторами мощностью по 40 МВА каждый.
На каком этапе сейчас реализация проекта?
АО «КАВКАЗ.РФ» завершает проектно-изыскательские работы по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройству, многофункциональному центру и общежитиям для проживания персонала. Планируемый срок завершения ПСД и получения положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза» — первый квартал 2025 года.
После этого планируется приступить к строительно-монтажным работам на этих объектах. Финансирование всей внутренней инфраструктуры запланировано в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал» национального проекта «Туризм и гостеприимство».